Переход на федеральные ООП и ФГОС СОО с 01.09.2023 г. Нормативно-правовые документы по переходу на ФПЕРЕХОД ШКОЛ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ФООП
К 1 сентября 2023 года все школы должны будут обновить свои программы под требования ФООП, которые утвердят уже 1 января 2023 года. Чтобы осуществить переход на ФООП, необходимо последовательно выполнить несколько шагов: Изучить законодательство и новые учебно-методические документы;
Составить план перехода на ФООП;
Создать рабочую группу;
Составить проект новых общеобразовательных программ в соответствии с федеральными ООП;
Проконтролировать, как рабочая группа соблюдает требования ФООП; Подготовить педагогов к переходу на новые требования;
Ознакомить с изменениями родителей;
Издать приказ об утверждении новых ООП.
Рассмотрим каждый этап подробнее.
На первом этапе необходимо изучить новое законодательство: Федеральный закон об образовании с изменениями, которые обязывают школы работать по ФООП, Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ, а также сами федеральные программы с учебно-методическими материалами. Минпросвещения их разработало и опубликовало на официальном сайте.
Второй этап - определить перечень работ по переходу на ФООП в школе. Для этого составляют дорожную карту. В ней прописывают все этапы перехода. Самый удобный вариант - в виде таблицы, где указывают направления работы, мероприятия, сроки исполнения, ответственные исполнители, планируемые результаты. Работа ведется по нескольким направлениям:
организационные мероприятия;
нормативно-правовая работа;
работа с кадрами; методическое обеспечение;
информационное обеспечение; финансовое обеспечение.
Третий этап - создание рабочей группы, которая будет реализовывать мероприятия из дорожной карты по переходу на ФООП. В состав рабочей группы чаще всего входят директор школы и завучи. При необходимости можно включить работников библиотеки, руководителей ШМО, педагога-психолога, учителей-предметников. Но возглавляет рабочую группу директор. Другие члены группы - ответственные за определенный раздел дорожной карты. Например, за материально-техническое обеспечение отвечает заместитель директора по АХР, за информационную работу - учитель информатики и т.д. Состав рабочей группы утверждает в приказном порядке руководитель. Этим же приказом утверждают и само положение о рабочей группе.
Четвертый этап - подготовка основных общеобразовательных программ для каждого уровня образования в соответствии с ФООП.
Можно выбрать один из вариантов:
Разработать новые ООП;
Внести изменения с действующие ООП.
Чтобы сделать выбор, необходимо проанализировать ООП для каждого уровня образования: НОО, ООО и СОО. Нужно учитывать, что изменений будет много и они будут присутствовать во всех разделах программы: целевом, содержательном и организационном. В некоторые разделы можно вставить готовые фрагменты из федеральных программ. Например, можно вставить готовую федеральную рабочую программу воспитания. Школы обязаны использовать федеральные рабочие программы по следующим предметам:
1. Для НОО русский язык, литературное чтение , окружающий мир ;
2. Русский язык, литература, история, обществознание, география, ОБЖ - для ООО и СОО.
Программу начальной школы нужно привести в соответствие с ФООП уже к 1 апреля 2023 года, так как с этой даты стартует прием заявок на поступление в 1 классы. При приеме родители имеют право ознакомиться с программой, о чем сказано в п. 5 ч. 3 ст. 44, ч. 2 ст. 55 Федерального закона об образовании. С рабочими программами для основного и среднего образования необходимо разобраться до 1 сентября 2023 года.
В целевом разделе следует проверить пояснительную записку, планируемые результаты и систему оценки достижений планируемых результатов освоения ООП.
Рабочей группе нужно сопоставить соответствующие документы с опорой на федеральные программы. В содержательном разделе ООП нужно привести в соответствие с ФООП: программы формирования/развития УУД, программу коррекционной работы, рабочую программу воспитания. включить в раздел федеральные рабочие программы учебных предметов, которые обязательны для применения.
В организационном разделе необходимо привести в соответствие с ФООП: учебный план,
план внеурочной деятельности,
календарный учебный график,
календарный план воспитательной работы.
Пятый этап - контроль за выполнением требований федеральных программ со стороны рабочей группы. Этим может заняться директор или назначенный им заместитель. При разработке документов члены рабочей группы должны выполнять требования учебно-методических документов для всех уровней образования. По итогам контроля составляют справку
Шестой этап - подготовка педагогического коллектива к переходу на новые ООП. На этом этапе важно организовать методическую поддержку учителей. Дело в том, что не все могут понимать смысл перехода на ФООП и федеральные рабочие программы по учебным предметам. Необходимо это пояснить, а также подробно проконсультировать об изменениях в ООП всех уровней образования. Обязательно посвятить отдельное выступление нововведениям на итоговом педсовете в конце 2022-2023 учебного года, а также на августовском педагогическом совете перед началом 2023-2024 года. Предварительно необходимо провести диагностику образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов. По ее результатам можно будет выявить, какие дефициты в знаниях есть у учителей. После этого необходимо отправить на повышение квалификации тех педагогических работников, у кого результаты диагностики окажутся неудовлетворительными.
Седьмой этап. Представление родителям изменений в программах. Рассказать обо всех изменениях нужно до конца этого учебного года - 2022/2023. Лучше всего это сделать в рамках общешкольного родительского собрания. До родителей необходимо донести, какие изменения коснутся их и детей, а также для чего необходимо такое нововведение. Чтобы выявить запросы родителей и сформировать проекты учебных планов и планов внеурочной деятельности в соответствии с ФООП, нужно провести анкетирование учеников и родителей.
Завершающий этап - утверждение изменений в ООП. Рассматривают и принимают изменения обычно на педсовете. После этого утверждает изменения директор приказом. Заранее необходимо запланировать в повестке вопросы о работе с ООП. Выступить необходимо как минимум два раза: на февральском собрании педагогов, когда необходимо начинать работу по приведению ООП в соответствие с ФООП, и на августовском педсовете - когда придет время утверждать изменения перед новым учебным годом.
Утвердить изменения в ООП можно одним из способов:
Утвердить поправки в ООП отдельным приказом для каждого уровня образования.
Утвердить поправки в ООП единым приказом сразу для трех уровней образования.
Структура ФООП
Все проекты ФООП содержат три раздела: целевой, содержательный, организационный. ФООП должны разработать в соответствии с ФГОС, поэтому основные разделы остаются неизменными. Подробнее о структуре каждого уровня образования из ФООП – в таблицах 1, 2 и 3.
Таблица 1. Структура ФООП НОО
|
Раздел
|
Содержание
|
|
Целевой
|
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися ФООП НОО Система оценки достижения планируемых результатов освоения
|
|
Содержательный
|
Федеральные рабочие программы учебных предметов Программа формирования универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся Федеральная рабочая программа воспитания Программа коррекционной работы
|
|
Организационный
|
Федеральный учебный план Федеральный план внеурочной деятельности Федеральный календарный учебный график Федеральный календарный план воспитательной работы
|
Таблица 2. Структура ФООП ООО
|
Раздел
|
Содержание
|
|
Целевой
|
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися ФООП ООО Система оценки достижения планируемых результатов освоения ФООП ООО
|
|
Содержательный
|
Федеральные рабочие программы учебных предметов Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся Федеральная рабочая программа воспитания Программа коррекционной работы
|
|
Организационный
|
Федеральный учебный план Федеральный план внеурочной деятельности Федеральный календарный учебный график Федеральный календарный план воспитательной работы
|
Таблица 3. Структура ФООП СОО
|
Раздел
|
Содержание
|
|
Целевой
|
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися ФООП СОО Система оценки достижения планируемых результатов освоения ФООП СОО
|
|
Содержательный
|
Федеральные рабочие программы учебных предметов Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся Федеральная рабочая программа воспитания Программа коррекционной работы
|
|
Организационный
|
Федеральный учебный план Федеральный план внеурочной деятельности Федеральный календарный учебный график Федеральный календарный план воспитательной работы
|
Новое в ФООП
ФООП подробно разъясняют, из чего должно состоять портфолио ученика. Помимо персональных, также можно вести и портфолио класса. Эту информацию включили в систему оценки достижения планируемых результатов.
ФГОС упоминают, что электронная информационно-образовательная среда включает портфолио обучающихся. Но в документах не говорится, как составлять и какую информацию указывать в нем.
Требования к портфолио по ФООП НОО. Портфолио оценивает динамику учебной и творческой активности обучающегося, направленность, широту или избирательность интересов, выраженность проявлений творческой инициативы. В портфолио входят творческие работы учащегося – фотографии, видеоматериалы. А также отзывы и награды – дипломы, сертификаты участия, рецензии, наградные листы. Отбор работ для портфолио и отзывов учащийся ведет вместе с классным руководителем и родителями.
Портфолио можно сформировать как в бумажном, так и в электронном виде на протяжении всех лет обучения на уровне НОО. Результаты используют, когда вырабатывают рекомендации по обучению и готовят характеристику обучающегося.
Требования к портфолио по ФООП ООО. Отбор работ и отзывов для портфолио ведет сам обучающийся вместе с классным руководителем и при участии семьи. Включать какие-либо материалы в портфолио без согласия обучающегося нельзя. Результаты используют, когда вырабатывают рекомендации по выбору индивидуальной образовательной траектории на уровне СОО. Они могут отражаться в характеристике.
Обратите внимание
Требования к портфолио
Требования к портфолио на уровне средней и основной школы полностью совпадают. Возможно, здесь разработчики ошиблись и скопировали описание из предыдущего уровня. В вариантах НОО и ООО результаты портфолио собирают на текущем уровне обучения и используют на следующем. В проекте ФООП должно было быть указано, что результаты портфолио собирают за все годы обучения на уровне СОО и используют при выработке рекомендаций на уровнях СПО и ВПО. Однако этого в проекте нет. Предполагаем, что в ходе доработки проектов эту ошибку заметят и исправят.
Новые рабочие программы в содержательном разделе
Федеральные рабочие программы устанавливают распределение учебного материала по классам
Проекты ФООП содержат федеральные рабочие программы учебных предметов только по нескольким учебным предметам. В начальной школе описаны три учебных предмета: «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир». В основной и средней школах – шесть учебных предметов: «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности».
Одно из нововведений – модуль «Элементы начальной военной подготовки» в федеральной рабочей программе по ОБЖ для уровня СОО. Его предлагают в одном из вариантов содержания предмета. Старшеклассники будут изучать строевую подготовку, правила обращения с оружием, действия и способы передвижения в бою, средства индивидуальной защиты и сооружения для защиты личного состава. Подробнее смотрите в таблице 4, 5 и 6.
Таблица 4. Распределение часов по классам на уровне НОО
|
Предмет
|
Распределение
|
|
Русский язык
|
Общее число часов на изучение – 675,5 часа в неделю в каждом классе: в 1-м классе – 165 часов; во 2–4-м классах – по 170 часов
|
|
Литературное чтение
|
При интегрированном изучении в рамках курса «Основы грамоты» на литературное чтение отводится – 80 часов. Затем в 1-м классе – не менее 10 учебных недель, 40 часов; во 2–4-м классах по 136 часов, 4 часа в неделю в каждом классе
|
|
Окружающий мир
|
Общее число часов – 270, 2 часа в неделю в каждом классе: 1-й класс – 66 часов; 2-й класс – 68 часов; 3-й класс – 68 часов; 4-й класс – 68 часов
|
Таблица 5. Распределение часов по классам на уровне ООО
|
Предмет
|
Распределение
|
|
Русский язык
|
Всего 714 часов: 5-й класс – 170 часов, 5 часов в неделю; 6-й класс – 204 часа, 6 часов в неделю; 7-й класс – 136 часов, 4 часа в неделю; 8-й класс – 102 часа, 3 часа в неделю; 9-й класс – 102 часа, 3 часа в неделю
|
|
Литература
|
Всего 442 часа. В 5, 6, 9-м классах на изучение – 3 часа в неделю, в 7-м и 8-м классах – 2 часа в неделю
|
|
История
|
В 5–8-м классах по 2 часа в неделю, в 9-м классе – 2 (3) часа в неделю при 34 учебных неделях. В 5-м классе – 68 часов; 6-й класс – 68 часов; 7-й и 8-й классы – 68 часов; 9-й класс – 68 (84)
|
|
Обществознание
|
Изучается с 6 по 9 класс. Общее количество учебных часов на четыре года обучения составляет 136. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения – 1 час
|
|
География
|
Всего – 272 часа: по одному часу в неделю в 5-м и 6-м классах и по 2 часа в 7, 8 и 9-м классах. Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время
|
Таблица 6. Распределение часов по классам на уровне СОО
|
Предмет
|
Распределение
|
|
ОБЖ
|
Может изучаться в 5–7-м классах из расчета 1 час в неделю за счет формируемой части УП (всего 102 часа). В 8–9-м классах предмет изучается из расчета 1 час в неделю за счет обязательной части учебного плана, всего 68 часов
|
|
Русский язык
|
Учебным планом на изучение русского языка на базовом уровне – 136 часов: в 10-м классе – 68 часов, 2 часа в неделю; в 11-м классе – 68 часов, 2 часа в неделю
|
|
Литература
|
На изучение литературы в 10–11-м классах среднего общего образования на базовом уровне в федеральном учебном плане – 204 часа, рассчитанных на 34 учебные недели на каждый год обучения
|
|
История
|
На базовом уровне в 10–11-м классах по 2 учебных часа в неделю при 34 учебных неделях
|
|
Обществознание
|
На базовом уровне изучается в 10-м и 11-м классах. Общее количество учебного времени на 2 года обучения составляет 136 часов, 68 часов в год. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 2 часа
|
|
География
|
На базовом уровне отводится 68 часов: по одному часу в неделю в 10-м и 11-м классах
|
|
ОБЖ
|
Всего на изучение – 68 часов в 10–11-м классах
|
|
|
|
Коллизия в проекте ФООП СОО
ФООП должны быть разработаны по ФГОС (ч. 6.5 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273). Однако ФООП СОО содержит программу формирования УУД у школьников, хотя во ФГОС СОО она называется иначе – программа развития УУД, а не формирования. Возможно, разработчики допустили опечатку в федеральных ООП или планируют изменения во ФГОС, чтобы сделать названия всех программ единообразными.
Содержание ФООП
Помимо федеральных рабочих программ по предметам, проект ФООП содержат другую учебно-методическую документацию, их описание и образцы: – федеральные учебные планы; – федеральный план внеурочной деятельности; – федеральный календарный учебный график; – федеральный календарный план воспитательной работы; – федеральная рабочая программа воспитания; – программа формирования универсальных учебных действий; – программа коррекционной работы.
В целом эти документы соответствуют ФГОС по уровням образования и дают право школе на самостоятельность при разработке собственной программы. Например, федеральный календарный учебный график содержит только описание того, как он должен выглядеть в программе. При этом его образца в ФООП нет. Когда составляете свою ООП помните, что содержание и образовательные результаты не должны быть ниже тем, которые закреплены федеральными ООП.
Документы
ФОООО
ФОПНО
ФОПСОО
Что важно знать о внедрении ФООП родителям (законным представителям)
ИНФОРМАЦИЯ о введении федеральных основных общеобразовательных программ
О направлении методических рекомендаций
О направлении информации
О внесении изменений в Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации и статью 1 Федерального закона Об обязательных требованиях в Российской Федерации
О введении федеральных основных общеобразовательных программ
О внесении изменений в приказ
ПРИКАЗ 900858 31.03.2023
440_п_о_внесении_изменений_в_приказ_министерства_образования_и
ПРИКАЗ 900858 31.03.2023
440_п_о_внесении_изменений_в_приказ_министерства_образования_и
Анкета для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФООП НОО, ФООП ООО, ФООП СОО
Анкета для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на обновленный ФГОС СОО
ПРОТОКОЛ №6 ОБЩЕШКОЛЬНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ МБОУ «Гимназия № 12» г. Грозного
Диагностические материалы изучения профессиональных затруднений педагогов
Заявка на КПК 2023
Департамент_образования_Мэрии_г_Грозного_2
|