«Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах»
Автономная некоммерческая организация «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей
и молодежи «СУВАГ»
|
Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 -
2020 годах»
Проект «Повышение квалификации (в том числе по модульным курсам) преподавательского состава общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении»
Учебно-методический комплект, обеспечивающий повышение квалификации (в том числе по модульным курсам) преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного
участия в дорожном движении
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
|
УДК 378.046.4 ББК 74
Методические рекомендации. Учебно-методический комплект, обеспечивающий повышение квалификации (в том числе по модульным курсам) преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении - Москва: АНО «СУВАГ», 2014. - 75 с.
Методические рекомендации входят в состав учебно-методического комплекта, разработанного Автономной некоммерческой организацией «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ» в рамках реализации проекта «Повышение квалификации (в том числе по модульным курсам) преподавательского состава общеобразовательных учреждений, учреждений
дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении» Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах».
Рекомендации содержат анализ и проектирование деятельности преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении, тексты и извлечения из актуальных нормативно-правовых актов по вопросам формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении, описание технологий и приемов деятельности преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении, рекомендации по организации содержательного и технологического обеспечения деятельности преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении.
Методические рекомендации адресованы руководящим и педагогическим работникам общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении.
ДК 378.046.4 ББК 74
© АНО НМЦ «СУВАГ», 2014
|
Введение
1. Анализ и проектирование деятельности преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении
1.1. Вопросы формирования профессиональной компетентности педагогов в области безопасности жизнедеятельности, включающей развитие личностных качеств, направленных на бережное отношение к окружающей среде, обеспечение безопасности детей и собственной безопасности, освоение необходимых знаний, умений и практических действий по предупреждению опасных и чрезвычайных ситуаций
1.2. Проблемы создания инновационной системы обучения детей и подростков во всех звеньях непрерывного образования, в духе рационального взаимодействия с окружающей средой, развития нового мировоззрения, позволяющей ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать опасные явления во всех связях и отношениях, оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдалённые последствия реализации опасных ситуаций
1.3. Организация взаимодействия различных социально-педагогических институтов в образовательной среде как условие обеспечения педагогами безопасности жизнедеятельности детей
2. Тексты и извлечения из актуальных нормативно-правовых актов по вопросам формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении
2.1. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»
2.2. Федеральный 3акон № 196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения»
2.3. Письмо МВД России от 21.09.2006г. № 13/4-4738 «Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности дорожного движения при перевозке групп детей автомобильным транспортом
2.4. Письмо Минобрнауки России № ИК 174/06 и ДОБДД МВД России от 16.03.2009г. №13/8-50 «О взаимодействии по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»
|
3. Описание технологий и приемов деятельности преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении
3.1. Технологии и приемы привития навыков безопасного поведения детей
3.2. Технологии и приемы, правовые и неправовые формы пропаганды безопасности дорожного движения
4. Рекомендации по организации содержательного и технологического обеспечения деятельности преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении
Список рекомендуемой литературы
|
Введение
В современном мире одной из важнейших социально-общественных проблем является проблема травматизма детей в окружающей среде и, в первую очередь, в сфере дорожного движения.
Согласно данным международной статистики, подавляющее число дорожнотранспортных происшествий возникает из-за ошибок самих пострадавших (водителей или пешеходов). Сегодня наукой выделено 28 ошибочных действий водителей и 180 типичных ситуаций, повлекших дорожно-транспортные происшествия.
Уровень аварийности на транспорте, а также уровень и тяжесть его последствий находятся в определенной зависимости от уровня подготовленности всех без исключения участников процессов в этой сфере. Важную роль играет подготовленность преподавательского состава образовательных организаций, компетентность педагогов в сфере безопасности жизнедеятельности детей в дорожном движении.
В настоящее время осуществляется деятельность по повышению квалификации руководящих и педагогических работников в сфере формирования у детей и подростков навыков безопасного участия в дорожном движении, разрабатываются образовательные программы, методические пособия и т.п.
Настоящие методические рекомендации входят в состав учебно-методического комплекта, разработанного Автономной некоммерческой организацией «Научнометодический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ» в рамках реализации проекта «Повышение квалификации (в том числе по модульным курсам) преподавательского состава общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении» Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013
- 2020 годах».
Цель методических рекомендаций: методическое сопровождение повышения квалификации (в том числе по модульным курсам) преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении.
Методические рекомендации содержат:
а) анализ и проектирование деятельности преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и
|
дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении:
- вопросы формирования профессиональной компетентности педагогов в области безопасности жизнедеятельности, включающей развитие личностных качеств, направленных на бережное отношение к окружающей среде, обеспечение безопасности детей и собственной безопасности, освоение необходимых знаний, умений и практических действий по предупреждению опасных и чрезвычайных ситуаций;
- проблемы создания инновационной системы обучения детей и подростков во всех звеньях непрерывного образования, в духе рационального взаимодействия с окружающей средой, развития нового мировоззрения, позволяющей ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать опасные явления во всех связях и отношениях, оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдалённые последствия реализации опасных ситуаций;
- организация взаимодействия различных социально-педагогических институтов в образовательной среде как условие обеспечения педагогами безопасности жизнедеятельности детей;
б) тексты и извлечения из актуальных нормативно-правовых актов по вопросам формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении:
- Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»;
- Федеральный 3акон № 196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения»;
- Письмо МВД России от 21.09.2006г. № 13/4-4738 «Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности дорожного движения при перевозке групп детей автомобильным транспортом;
- Письмо Минобрнауки России № ИК 174/06 и ДОБДД МВД России от 16.03.2009г. №13/8-50 «О взаимодействии по вопросам профилактики детского дорожнотранспортного травматизма»;
в) описание технологий и приемов деятельности преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении:
- технологии и приемы привития навыков безопасного поведения детей;
- технологии и приемы, правовые и неправовые формы пропаганды безопасности дорожного движения;
|
г) рекомендации по организации содержательного и технологического обеспечения деятельности преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении.
1. Анализ и проектирование деятельности преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении
1.1. Вопросы формирования профессиональной компетентности педагогов в области безопасности жизнедеятельности, включающей развитие личностных качеств, направленных на бережное отношение к окружающей среде, обеспечение безопасности детей и собственной безопасности, освоение необходимых знаний, умений и практических действий по предупреждению опасных и чрезвычайных ситуаций
В настоящее время развитие педагогической науки происходит в рамках компетентностной парадигмы. Под компетентностным подходом принято понимать интегральную характеристику, определяющую способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Важным условием успешности образовательного процесса выступает профессиональная компетентность педагога. Профессиональная компетентность педагога в области безопасности жизнедеятельности - это:
1) тип образовательного результата, базирующегося на фундаментальном научном образовании, который является условием готовности к творческому решению образовательных задач, познавательной, коммуникативной и ценностно-ориентационной деятельности личности безопасного типа поведения;
2) системная реализация сформированных профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний и практических умений о безопасности жизнедеятельности; способность эффективно организовать образовательный процесс в
|
области безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными принципами и требованиями1.
Профессиональная компетентность педагога в области безопасности жизнедеятельности включает в себя компетенции морально-психологической, физической и экологической безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях, а также правовой, социальной, информационной, политехнической, медицинской, военной безопасности и т.п.
Профессиональная компетентность педагога в области безопасности жизнедеятельности должна включать развитие личностных качеств, направленных на бережное отношение к окружающей среде, обеспечение безопасности детей и собственной безопасности, освоение необходимых знаний, умений и практических действий по предупреждению опасных и чрезвычайных ситуаций.
Социально-педагогическими предпосылками необходимости подготовки педагогов в сфере безопасности жизнедеятельности являются необходимость удовлетворения социального заказа (государства, общества, школы) в образовании педагогов, комплексно решающих задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности детей; потребность в формировании социокультурной среды для профессионального становления педагогов.
Для успешного формирования профессиональной компетентности педагогов в области безопасности жизнедеятельности необходимо соблюдение ряда методических условий: мотивационных, информационных, процессуальных, материально-технических, оценочных, коммуникативных.
|
|